Народный архив Московской, Новгородской и Костромской губерний
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Московской, Новгородской и Костромской губерний

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Последние темы
» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях сельца Прокшино
Информация о деревне Ореховская EmptyПн Янв 15, 2024 1:56 pm автор Vera_G

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях х. Лемехово
Информация о деревне Ореховская EmptyВт Май 23, 2023 5:57 am автор Маргарита

» д. Яковлевское и д.Деменково
Информация о деревне Ореховская EmptyПн Дек 19, 2022 11:33 am автор Vera_G

» Помогите в поиске родственников!!!
Информация о деревне Ореховская EmptyПн Дек 19, 2022 11:20 am автор Vera_G

» МК Богородского уезда(брак) 1855 г с указанием бесфамильных крестьян д. Верхнипикалова
Информация о деревне Ореховская EmptyСб Дек 17, 2022 7:32 pm автор jahromez

» 1816 год. Запись о смерти Анны Ильиничны Золотухиной (автора "Записки 1812 года"):
Информация о деревне Ореховская EmptyСр Июл 06, 2022 4:44 pm автор Vera_G

» 3. Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях г. Москва
Информация о деревне Ореховская EmptyСб Фев 12, 2022 4:10 pm автор Vera_G

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях . Ховрино
Информация о деревне Ореховская EmptyПт Фев 11, 2022 5:51 am автор Vera_G

» Различные выписки. содержащие информацию об уроженцах и жителях г. Руза
Информация о деревне Ореховская EmptyВт Фев 08, 2022 9:00 am автор Vera_G

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум
Главный сайт
Информация о деревне Ореховская Flags_0
Счетчик посещений Counter.CO.KZ Яндекс.Метрика
Этот сайт
Информация о деревне Ореховская Flags_0

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о деревне Ореховская

Участников: 3

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Ольга Панькова

Ольга Панькова

Рассказ о деревне Ореховская
« Озеро Воже Новгородской губернии Кирилловского уезда из своего северного угла выпускает поток Свидь, который, дойдя до пределов Олонецкой губернии, скрывается в озере Лаче. Не вдалеке от города Каргополя, озеро Лаче начинает вытягиваться в длину, теряет свое название и дает начало реке Онеге, которая уходит в Архангельскую губернию и наконец втекает в залив Белого моря. Из притоков Онеги замечательны: Волошка, Моша, Кена, Кодима, Мюдьюга, Шемокса, Тевза и другие ее притоки. Длину Онеги, можно положить, составляют 500 верст (если считать Свидь, собственно река Онега простирается на 400 верст). В весеннее полноводье река судоходна на всем своем протяжении, но зато летом вода в ней так мала, что в иных местах реку можно перейти вброд или переезжать на мелких лодках, сделанных из дерева и известных в народе под именем челноков. Другим и более важным препятствием для судоходства по Онеге служат пороги и подводные камни. Важнейшие пороги на Онеге находятся между Каргополем и впадением в реку Волошки, ниже впадения Кены, у волока Маркомузского и недалеко от города Онеги между деревнями Порожье и Подпорожье. Берега Онеги очень возвышены и не отличаются растительностью, которая уменьшается постепенно с приближением Онеги к своему устью. Главные роды хлеба здесь: ячмень и овес (особенно около станции Конево), а из трав – дикая рябина.
Еще в прежние времена обращено было внимание на реку Онегу и на то, чтобы сделать ее рекою судоходной на всем протяжении, но предположения эти не осуществились. До открытия водного пути между морями Балтийским и Каспийским, торговля наша с иностранцами производилась через Белое море. Товары с Волги шли в реку Шексну, из которой вступали в ее приток Пыдьму и поднимались им верст 20 до Кородецкой пристани. От Кородецкой пристани перетаскивались через волок в 45 верст до озера Воже, оттуда Свидью, Лаче и Онегой следовали до города Онеги.
Директор Водяных коммуникаций граф Сиверс предполагал соединить Онегу с Сухонью, но такое соединение сопряжено с значительными издержками, а поэтому все проекты остались без исполнения. Однако бывший некогда путь и торговля с Белым морем имеют историческое значение для нашего края. Может быть, это было главною причиной к известности города Каргополя и к заселению жителями северной части России, а известно, что заселения распространяются преимущественно по берегам рек и озер. Онега же река изобильная рыбою, по берегам ее в иных местах хорошо родится хлеб, крестьянин сверх того мог с избытком заниматься извозом и , наконец, скопив небольшой капитал, и сам пускался в торговлю. И теперь, смотря на селения при Онеге, и сравнивая с селениями других мест нашей губернии – видишь страшную разницу. Крестьяне живут довольно зажиточно: они предприимчивы, не живут постоянно в углу, да на печи; видя, что земля при суровости климата, иногда не оправдывает их трудов – пускаются в промыслы: сплавляют лес, уходят в Петербург, там находят себе занятия, зарабатывают деньги, и семья живет безбедно. Надо заметить, что главный промысел жителей Онеги – есть сплавка леса, к чему они привыкли с малолетства. Вода для онежан – родная стихия. Онежанин с 14 лет уже сам себя кормит и помогает семье своей. Летом в деревнях Онеги вы видите только половину числа жителей; лучшая часть работников вся на промыслах. Те же, кто остается в деревне, не живут сложа руки: занимаются извозом или ловлей рыбы, которой в Онеге довольно. Главные роды рыбы здесь: лейма, щука, окунь, семга, лоховина, сиг, лещ, кумжа, туржа и сорога, ловят ее у города Онеги приколами, а по реке неводами, мережами, лучем с острогою и поездами (кереводом). Лов рыбы производится преимущественно весною и осенью.»
Так написал о северной реке Онеге К.Петров (Олонецкие губернские ведомости, 1859 год № 42, стр.201-202.
На левом берегу этой реки напротив устья реки Волошка, стояла деревня Ореховская. Как она там возникла? Скорее всего, вездесущие новгородцы активно заселяющие северные окраины Руси, облюбовали эти места за удобство положения возле реки, изобилие рыбы в озерах и реках, зверя в лесах, да и места эти подальше от всевидящего ока государева. Вот и селились на реке Онеге, осваивая новые земли. Поселяне строили добротные высокие дома, где под одной крышей были и жилые, и хозяйственные постройки. В морозные холодные зимние дни не надо бегать на улицу, чтобы ухаживать за скотиной, да и теплее ей под одной крышей с хозяевами. А сенокосы были знатные, хватало сена на всю зиму.
Строили поселяне и церкви, часть из которых сохранилась и до нынешнего времени. Северные церкви не поражают воображение размерами, богатством и великолепием. Они ласкают взор скромной северной красотой, сделаны из дерева искусными мастерами-столярами. В деревне Ореховской церкви не было, зато на берегу реки стояла часовенка, где можно было помолиться православному верующему человеку. С историей появления часовни связана легенда, записанная Шайжиным Н. в Олонецких епархиальных ведомостях № 13 за 1909 год.
"Приведем здесь легенду о часовне святого Николая, что в деревне Ореховская Каргопольского уезда. Часовня эта первоначально была не здесь: она стояла недалеко от верховьев Волошки, притока реки Онеги в лесу. Но потом она сама передвинулась по лесу к Волошке. Путь ее к реке до сих пор заметен: на нем, как на просеке, не растет крупный лес. По реке Волошке часовня в целом виде спустилась вниз на 70 верст к устью речки и, поднявшись на версту вверх по реке Онеге, пристала к берегу у самой деревни Антиповской. Но антиповцы с ругательствами оттолкнули от берега приплывшую святыню, боясь установления у них праздника и связанных с ним расходов. Тогда из часовни раздался грозный голос: "живите же вы ни серо, ни бело!" И часовня поплыла прямо через реку к деревне Ореховская. Ореховцы с радостью встретили часовню угодника Николая, подняли ее на высокий берег Онеги, украсили ее и особенно почитали и ныне почитают святого Николая, видя в нем своего покровителя и помощника. Помощь святителя для них очевидна и из того, что при сравнительном малоземельи они живут лучше антиповцев, над которыми и до сих пор, как будто, тяготеет прещение святого Николая: " живите вы не серо, не бело!" Святынею Ореховской часовни, кроме древней иконы святого Николая является каменный не особенно большой крест. Крест этот четырехконечный и совершенно гладкий, без надписей. Концы его обгрызены богомольцами, страдающими зубной болью.
Такова легенда о часовне святого Николая."

2Информация о деревне Ореховская Empty д.Ореховская Вт Май 28, 2013 6:39 pm

savva777



Сведения за 1869 год,"д.Ореховская расположенна на левом берегу р.Онеги и по обе стороны Архангельского почтового тракта.Часовня деревянная во имя Андрея Первозванного".
От деревень Кардышихи,Фроловской,Фоминской к началу 1980-х годов,ничего не осталось(в Фоминской не числилось избирателей уже в 1945 году).В XIX в. эти деревни ничем не отличались,только как наличием мельниц,информация о которых постоянно фиксируется.Например в д.Ореховской в 1869 г. обмалывалось до 70 четвертей зерна;в 1869 г. мельником был Иван Ефимов Усачёв;в 1990 г. мельница Василия Герасимова Усачёва приносила доход 560 руб. в год.

Местные фамилии:
ОРЕХОВСКАЯ-Батовы,Богдановы,Зыковы,Сластиковы,Тороповы,Усачёвы.
КАРДЫШИХА-Брилёвы,Кардышевы.
ФРОЛОВСКАЯ- Лебедевы,Усачёвы.
ФОМИНСКАЯ-Докучаевы,Окуловы,Усачёвы.
ОКУЛОВСКАЯ-Богдановы,Загоскины,Каменевы,Крехалёвы,Нозимовы,Перхины,Поповы,Шушерины,Шулеповы.
САВИНСКАЯ-Богдановы,КардышевыКрехалёвы,Махонины,Тороповы.
АНАНЬЕВСКАЯ-Анкудиновы,Махонины,Романовы,Софоновы,Телепневы,Тре(и)ханены,Усачёвы.

(Н.Тормосова,"Каргополье,История исчезнувших волостей".)

savva777



Исторические сведения о Усть-Волгском приходе Каргопольского уезда

Церковь деревянная, меры заключает в вышину 15 сажен, в длину и ширину 5 сажен. Олтарь в оной церкви в длину 2? сажени, а в ширину 3? сажени. Трапеза с папертью 8 сажен. Церковь же самая о пяти главах, главы на оной стоят на куполе, которой четыреугольной, а главы круглые. Церковь и колокольня строены 1677 года. Церковь (Л. 75 об.) во имя пророка Божия Илии с приделом Рождества Пресвятой Богородицы и еще от трапезы отдельный придел великомученика Божия, строены же тщанием приходских людей… Часовен всех 7, из коих одна стоит при большой дороге вверх реки Онеги во имя Андрея Первозванного. Достопримечательна потому, что в ней находящиеся святые иконы и животворящий крест каменный четыреконечный, говорят, будто бы приплыли по реке Волге и потом, завернувшись вверх по реке Онеге более полуверсты, пристали к тому месту, где ныне стоит часовня. Летопись, хранившаяся в сей часовне, о чудесном прихождении неизвестно кем и где затеряны. А прочие часовни не имеют ничего достопримечательного. Крестов больших, стоящих при дорогах находятся три, но почему они поставлены и кем, неизвестно…

(Л. 76) Усть-вольского погоста священник Феодор Иванов Гурьев.

(Старицын А.Н. "Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда".)

Ольга Панькова

Ольга Панькова


Интересно, почему легенда о часовне разнится названием, в одном случае говорится о святом Николае угоднике, в другом речь идет об Андрее Первозванном?

savva777



Да,это одна и та же часовня,с крестом и чудотворной иконой.
Значит кто то ошибся в описании.
Вот мой источник:
В Отделе письменных источников ГИМ в фонде 450 (собрание Е. В. Барсова) хранится дело № 698 — «Сведения о приходах каргопольских». Барсов, работая в 1861–1870 гг. преподавателем логики, психологии и немецкого языка в Олонецкой духовной семинарии, заинтересовался фольклором, этнографией и церковной историей Олонецкого края. Служба в одном из главных идеологических учреждений губернии и сопряженная с этим близость к епархиальному начальству открыли перед ним как перед собирателем и исследователем широкие возможности. Благодаря протекции архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Федорова), Барсов имел доступ к архивам Палеостровского и Клименецкого монастырей, Олонецкой духовной консистории2. Используя свое служебное положение, он собрал массу уникальных сведений об Олонецкой губернии. Предшественником Барсова на этом поприще был первый Олонецкий епископ (с 1835 г. архиепископ) Игнатий (Семенов), также увлекавшийся историей. При нем в духовную консисторию от приходских священников и благочинных стали поступать отчеты о состоянии монастырей, церквей, колоколен, часовен, церковного имущества, о составе причта, церковных праздниках, крестных ходах с добавлением исторических сведений. Первые поступившие в консисторию отчеты и рапорты датируются 1832 г. Вероятно, епископ Игнатий собирал сведения для своих личных целей, потому что после перевода в 1842 г. в Воронежскую епархию, он забрал с собой все, что по его приказу доставили в консисторию из приходов3. На основании собранных исторических документов архиепископ Игнатий составил описание полюбившегося ему Клименецкого монастыря и опубликовал его в 1846 г.4 После смерти архиерея в 1850 г. весь его архив снова оказался в Петрозаводске: в соответствии с завещанием владыки он был передан в Олонецкую духовную семинарию5. В августе 1846 г. к сменившему Игнатия архиепископу Венедикту (Григоровичу) от имени образованного в 1845 г. Русского географического общества обратился вице-адмирал Ф. Литке с просьбой посодействовать сбору информации о церквах и монастырях Олонецкой епархии. По приказу духовной консистории ключарь петрозаводского кафедрального собора представил архиепископу в декабре 1846 г. рапорт, в котором перечислил все описания приходов и монастырей, собранные при архиепископе Игнатии6. В 50-х гг.XIX в. работа по сбору информации о приходах возобновилась. Инициатива на этот раз исходила от архиепископа Аркадия (Федорова), который руководствовался специальным предписанием Синода от 1850 г. «О составлении церковно-исторического и статистического описания епархий»7. Возможно, и просьба Русского географического общества оставалась в силе. Сведения о приходах вновь стали поступать в Олонецкую духовную консисторию с 1851 г.
Публикуемый документ является сводной копией отчетов и рапортов, присланных из Каргопольского уезда в консисторию в 1832 и 1851–1853 гг. «Сведения о приходах каргопольских» записаны на 211 листах и сброшюрованы в виде большой амбарной тетради форматом в 1°. Так как сведения составлялись малограмотными священниками и неоднократно переписывались, в тексте много ошибок, несогласований и откровенных нелепостей. В одном месте переписчик, не поняв замысловатого оборота речи составителя рапорта, в сердцах сделал пометку: «бессмыслица!». Но эти недостатки документа отходят на задний план перед уникальностью содержащейся в нем информации. Перед нами в сжатом виде предстает история 42 приходов с указанием всех храмовых посвящений — как главных, так и придельных. Почти во всех случаях указываются высота, длина и ширина церковных зданий, даты их постройки, перестройки и освящения. Особенно это важно для деревянных храмов Каргополья. В некоторых приходах сохранились подлинные святительские грамотыXVII–XVIII вв., записи на старопечатных богослужебных книгах. Иногда встречаются повторные описания погостских церквей, по ним можно судить об изменениях, произошедших за 20 лет после 1-го сбора сведений.

(Старицын А.Н. "Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда".)

6Информация о деревне Ореховская Empty Легенда о часовне Пт Май 31, 2013 4:42 pm

Ольга Панькова

Ольга Панькова

Да, мне кажется, что больше похожа на правду легенда о том, что часовня приплыла по реке Волошке, а не по Волге. Устье реки выходит в Онегу почти напротив деревни Ореховская. Возможно, ее построили в лесах на берегу Волошки, а потом сплавляли ее по реке. Ну, а в честь какого святого могли бы рассказать жители деревни, но в ней уже никто не живет.

Сизиф

Сизиф
Admin

см. http://naolongub.foroactivo.com/t5-topic

https://volgmmd.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения